Аромамаркетинг - что это, как он влияет на человека
Аромамаркетинг – эффективный инструмент управления аудиторией. Подобный метод более 20 лет активно практикуется зарубежом, но в России по-прежнему остается чем-то неизведанным и им часто пренебрегают.
В результате многих исследований ученые доказали, что обоняние является одним из уязвимых чувств человека, так как запахи способны влиять на подсознание, воображение и эмоции. Это значит, что под воздействием приятных запахов человек способен делать импульсивные покупки и увеличивать средний чек магазина. Подобный метод можно эффективно использовать в предприятиях торговли. Как запахи влияют на решения, что такое аромамаркетинг, в чем его особенности и преимущества, вы узнаете из этой статьи.
Что такое запах маркетинга?
Аромамаркетинг представляет собой одно из направлений маркетинга основой которого является управление эмоциями людей и их памятью с помощью запахов. При обустройстве торговых помещений важно учитывать все детали. Во внимание берется дизайн, освещение и расположение всех элементов мебели, температура, музыкальное сопровождение и запахи.
Сочетание зрительных и пахнущих элементов способно положительно влиять на человека и вызывать у него желание к покупкам, которые ранее он не планировал. Почему же удается получить такой эффект от воздействия ароматов?
Аромамаркетинг и наука
Мозг человека работает удивительным образом. Он способен распознавать около 10 тысяч различных ароматов. Регенерация нейронов и нервных окончаний происходит в нашем организме постоянно и в отличие от других органов восприятия, именно запах способен воздействовать одновременно на весь мозг, а уже потом происходит его анализ центральной нервной системой. В действительности запах вызывает сильные ощущения, связанные с нашими эмоциями или воспоминаниями. Только обоняние дает человеку возможность вспомнить вкус напитка или еды еще до того, как он его или ее попробует. Все остальные органы и чувства в организме человека работают совершенно по-другому.
Многочисленные исследования доказали, что такое восприятие ароматов вызвано тем, что человеку важно запоминать и идентифицировать определенные запахи, которые вызывают у него чувство радости, страха или возбуждения. Как бы странно не звучало, но свой уникальный запах имеет каждый человек, поэтому даже в отношениях партнеры хорошо запоминают аромат своего любимого и легко его распознают среди тысячи других.
Зачем использовать аромамаркетинг в розничной торговле?
Аромамаркетология является не просто интересной теоретической наукой, но и подтвержденной практическим опытом системой долгих исследований. По результатам своих исследований, компания Nike заявила о том, что запахи способны увеличивать желание покупателей к покупкам на 80%. Исследования в области аромамаркетинга проводили еще много компаний и все они пришли к одному заключению – ароматы положительно влияют на покупательскую способность. Это касается не только продуктов питания, но и других сфер торговли. Человек получает более 70% эмоций с помощью обоняния.
Приятные запахи являются причиной того, что человек дольше задерживается в магазине, торговом центре или заведении общественного питания, и при этом легче расстается со своими деньгами. Во время исследований аромамаркетологи отметили, что многие розничные торговцы смогли значительно увеличить свой доход воздействуя приятными запахами на подсознание покупателей.
Направления аромамаркетинга
За годы своего существования аромамаркетинг постоянно расширяется и совершенствуется. На сегодняшний день существует большое количество направлений аромамаретинга. Мы рассмотрим только основные из них:
- Простая ароматизация воздуха. Организм человека быстро реагирует на ароматы, поэтому даже простая ароматизация воздуха в помещения способна вызывать у нас приятные эмоции. Ароматизация воздуха выполняется в магазинах, заведениях общественного питания, салонах красоты и других общественных местах. При этом какой именно аромат выбрать, владелец заведения решает сам или с помощью специалистов.
- Аромабрендигн. Подбор запаха осуществляется при помощи специалистов. В дальнейшем этот аромат сможет стать визитной карточкой заведения и должен максимально соответствовать его деятельности и виду. При подборе аромата специалисты учитывают стиль бренда, целевую аудиторию и интерьер помещения.
- Аромадизайн. Представляет собой сочетание дизайна интерьера, ароматерапию и маркетинг. То есть, основная задача заключается в создании определенной атмосферы, которая будет положительно воздействовать на человека. При выборе запаха основной акцент делается именно на дизайн помещения. Запах и вид помещения должны гармонично сочетаться между собой.
- Ароматизация мероприятий. В последнее время ароматы широко используются и во время проведения различных промо-акций, выставок, свадебных торжеств, вечеринок и других мероприятий. В данном случае запахи помогают создавать праздничную атмосферу.
- Сезонный аромамаркетинг. Ароматизация помещений в зависимости от времени года – один из эффективных методов воздействия на покупателей. Натуральные ароматизаторы, ассоциирующиеся с определенным временем года, также способны положительно влиять подсознание людей. Подобный способ широко используют в туристических фирмах.
- Аромаклининг. Подходит для тех заведений, где присутствуют запахи, которые навязчиво и негативно воздействуют на покупателей (сигаретный запах, запах жареной пищи, запахи от пищевых отходов). Чтобы устранить подобный аромат, проводиться аромаклининг. Аромаклининг представляет собой установку систем нейтрализации запахов, которые монтируются в систему вентиляции и обеспечивают приятный аромат в помещении.
- Аромаполиграфия. На сегодняшний день можно ароматизировать даже печатную продукцию. К примеру, каталоги косметических средств в основном имеют определенный запах, который у потенциальных покупателей ассоциируется с определенным товаром.
Специалисты утверждают, что каждая сфера деятельности имеет свой аромат, который вызывает у потребителей должные эмоции и провоцирует их к покупкам. Выбор ароматов огромен, поэтому каждая фирма или заведение может подобрать для себя индивидуальный аромат.
Примеры
Для того, чтобы понять, как понять работают ароматы в действительности, давайте рассмотрим несколько примеров.
Starbucks
В кофейни Starbucks посетителей ждет приятный интерьер, выдержанный в зеленом цвете и бревенчатая отделка. В заведении постоянно играет легкая, ненавязчивая музыка и присутствует аромат только заваренного кофе. Здесь клиентам предлагается не только ароматный кофе, но и вкусная и сытная еда. Но, запах еды в кафе посетители не слышат никогда, так задумано аромамаркетингом.
Lowe’s
Особенность магазинов Lowe’s в ярком освещении и запахе свежей древесины. При этом, где и как выполняется распил древесины вы никогда не увидите. Но, специалисты считают, что именно этот запах вызывает у посетителей желание задуматься о ремонте в своем доме.
Как применять маркетинг запаха
Конечно далеко не все предприятия имеют такой товарооборот, как компания Nike, поэтому не могут себе позволить вкладывать деньги в разработку индивидуального аромата и в его масштабное производство. Но, при этом все хотят по максимуму использовать все существующие виды маркетинга для продвижения своего бизнеса. В таком случае, для своего предприятия, магазина или даже простой кофейной можно подобрать уже существующий запах, но грамотно его внедрив в свою работу, вы будете давать своим клиентам должный посыл и вызывать у них желания к покупкам.
Но при выборе уже существующего аромата нужно также учитывать ряд факторов, которые будут влиять на его эффективность. В первую очередь запах должен соответствовать тем товарам, которые вы предлагаете. При этом запах должен быть легким и приятным, слишком насыщенные ароматы могут отталкивать покупателей.
При выборе запаха можно учитывать сезонность или половую принадлежность покупателей. Например, в магазине женской одежды или парфюмерии женский легкий женский аромат будет уместным, а для мужской аудитории больше подойдут мужские запахи, символизирующие силу, надежность и брутальность.
Выбирайте атмосферу
Ученые доказали, что на подсознании мы в первую очередь воспринимаем запахи. Легкие, нежные и приятные нам ароматы дают больший эффект, чем резкие и насыщенные. Но, после запаха мы начинаем визуально оценивать помещение в котором находимся, поэтому обустройство помещения является не менее важным. Только создав легкую и ненавязчивую для потребителя атмосферу, вы получаете желаемый результат.
Сегодня можно купить недорогое оборудование с помощью которого удастся поддерживать приятный аромат в помещении постоянно и улучшать динамику продаж своего магазина или другого предприятия.
Запах манипуляций
К счастью или к сожалению, сегодня большинство людей делают покупки онлайн и всего в несколько кликов. Но, многие фирмы по-прежнему пытаются всеми возможными способами заманить покупателей в реальный магазин. Связано это с тем, что через монитор воздействовать на обоняние человека не возможно, а атмосфера и запахи в магазине или заведении общественного питания могут вызвать желания к незапланированным покупкам.
Та же Коко Шанель в 1920 году привлекала клиентов к своему магазину при помощь одного из своих ароматов.
Заключение
Хоть аромамаркетинг является и не новым, но в России это пока феномен, которому доверяют не все предприятия и компании. Но, специалисты уверены, что применяя аромамаркетинг в своей работе, любое предприятие сможет существенно увеличить свой доход.