Бухгалтерские проводки в общепите
Бухгалтерские проводки в общепите (иными словами учет изменения состояния объектов на балансе) отличается своими важными особенностями. Существенно осложняет ситуацию отсутствие единого законодательного стандарта для их оформления. На что ориентироваться и как выбрать подходящий предприятию вариант ведения учета?
Что говорит законодательство о проводках в общепите?
Поскольку единого бухгалтерского стандарта для отрасли нет, алгоритмы проводки учета в общепите разрабатываются и подбираются каждым заведением в индивидуальном порядке. Главное условие их утверждения подразумевает лишь одно требование: процессы не должны противоречить Письму Министерства финансов N16-0013/03. Данный документ описывает применение нормативов в вопросах регуляции учета трат на производстве и калькулировании себестоимости работ/услуг/продукции.
Также при решении вопроса об организации бухгалтерских проводок в общепите, следует помнить, что согласно действующему законодательству (Приказ Росстандарта 1676), к этой сфере относятся не только кафе и рестораны. Также сюда входят:
- предприятия фастфуда;
- отделы кулинарии;
- кафетерии;
- бары;
- буфеты;
- столовые;
- закусочные.
Поэтому при выборе порядка учета сырья, инвентаря, оборудования, рабочих поверхностей(например, подтоварников) и готовой продукции, этим заведениям также важно следовать вышеупомянутым документам.
Варианты бухучета в общественном питании
Рассмотрим некоторые примеры организации проводок в общепите. Как правило, независимо от особенностей предприятий, в них используется:
- Учет ТМЦ (товарно-материальных ценностей). Причем ведутся бухгалтерские проводки по кладовой и при перемещении объектов в торговый зал, на кухню, на продажу.
- Учет производства. Особое внимание здесь отводится формировании себестоимости и калькуляции отпуска готовой продукции. При этом частой проблемой является распределение бухгалтерских проводок в общепите в вопросах одного вида товаров. Например, вода, используемая для приготовления пищи учитывается, как сырье. А бутилированная, закупаемая на продажу списывается, как готовая продукция.
- Учет специфических списаний и расходов. Сюда относятся такие ситуации, как бой посуды, амортизация оборудования или списание испортившегося сырья. Также в этой категории рассматриваются непостоянные расходы, например, на организацию акций, рекламы или развлечений посетителей к праздникам.
Осуществлять проводки в общепите можно с использованием 1С-систем или иного ПО. При этом использование 42 счета в данной сфере не рекомендуется. Оптимально будет отражать систему в виде 10 и 41 счетов.
Также свои нюансы бухгалтерских проводок в общепите есть при УСН (упрощенной системе налогообложения). В частности, работающие в таком формате предприятия могут занижать облагаемую налогом базу на сумму, отражающую материальные затраты. Здесь в помощь при расчете следует использовать статью 346 (пункт первый) Налогового кодекса РФ, где подробно приведен перечень трат, которые можно вычесть.
Заключение
Бухгалтерские проводки в общепите на сегодняшний день не подлежат организации в каком-то едином формате, законодательство не регламентирует определенный алгоритм для отрасли. Вместе с тем, при их планировании следует ориентироваться на ряд важных документов (приведены в статье), а также подобрать удобную автоматизированную систему электронного учета и соблюдать нюансы, касающиеся системы налогообложения, по которой ведется деятельность.