Должен ли быть туалет для посетителей в заведениях общепита?
Отсутствие туалета в общепите часто приводит посетителей заведения в недоумение. Что говорит по этому поводу законодательство? Обязательно ли должен быть туалет в каждом общепите и какое наказание может грозить владельцу кафе или ресторана в случае его отсутствия?
Требования санитарного регламента о наличии туалета в общепите
Этот вопрос регламентируется сразу несколькими законодательными документами:
- Федеральным законом N 52 от 30 марта 1999 года;
- Санитарными правилами (СП) 2.3.6.1079-01.2.3.6 от 6 ноября 2001 года.
Детально требование по обустройству туалета описано в последнем, а именно в пункте 3.14 санитарных правил. Согласно ему обязательно обеспечивается доступность ванной-рукомойника и туалета для посетителей в стационарных заведениях. При этом совмещение этих точек личной гигиены для персонала предприятия и для посетителей кафе, ресторана или столовых не допускается. В частности, это обусловлено эпидемиологическими требованиями, направленными на снижение риска распространения инфекционных заболеваний.
Вместе с тем в документе оговорено, что, туалет не обязательно должен быть на территории непосредственно самого заведения. Если оно входит в состав другого помещения (например, железнодорожного вокзала или гостиницы), допускается использование гостями общепита имеющегося в них поблизости общественного туалета. Другими словами, заведению не обязательно обустраивать свои зоны для мытья рук и туалет, если рядом в этом же здании они уже есть и доступны для их посетителей.
К передвижным пунктам питания (например, палаткам с фастфудом или фургончикам с кофе и уличной едой) требование об обязательном наличии рукомойника и туалета не выдвигается законом вовсе. Но вместе с тем, их работа на определенной территории обязательно должна быть согласована с местными органами контроля. Выполнение ими всех общепринятых норм по оказанию услуг в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами безопасности обязательно.
Что говорит о наличии туалета Национальный стандарт оказания услуг в сфере общепита?
Другим не менее важным документом, регулирующим данный вопрос, является ГОСТ. Вопрос с обеспечением туалета в общепите затрагивает ГОСТ 30389-2013 с классификацией заведений общественного питания и общими требования к их работе.
В целом, его содержание очень схоже с вышеупомянутыми нормативами. Требования также описываются для двух основных категорий предприятий: стационарных и передвижных. Обязательно доступ к рукомойнику и туалету на территории здания для посетителей должны предоставить:
- рестораны;
- кафе;
- бары;
- столовые;
- стационарные предприятия быстрого обслуживания;
- кафетерии;
- буфеты.
При этом на передвижные точки общественного питания и магазины кулинарии это условие не распространяется.
Какие санкции предусматриваются при отсутствии туалета в заведении общепита?
Если предприятие входит в перечень тех, которые обязательно должны организовать доступ к месту для мытья рук и к туалету, нарушение этого условия предполагает применение определенных санкций. Предписываются они административным кодексом РФ (статья 6.6 КоАП России).
К возможным мерам наказания относятся штрафы:
- В размере от 30 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
- В размере от 5 до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.
Также контролирующие органы могут приостановить работу заведения на срок до 90 дней. Но такая мера возможна лишь в ситуации, когда предъявляются аргументированные доказательства, что отсутствие туалета представляет собой реальную и серьезную угрозу для жизни или здоровья посетителей.
Избежать санкций можно только в том случае, если в экстренном порядке нарушение будет устранено. Например, оперативно организуется мобильная туалетная кабинка на территории предприятия.
Заключение
Отсутствие туалета в общепите допускается лишь в отношении деятельности передвижных точек. Все стационарные заведения должны позаботиться о доступе посетителей к туалету и рукомойнику непосредственно в своих помещениях или хотя бы в здании, в котором они работают. К тому же, следует понимать, что отсутствие соответствующих зон личной гигиены вряд ли способствует хорошей репутации кафе, столовой или ресторана. Поэтому не только во избежание штрафа, но и для поддержания своего положительного авторитета, стоит заблаговременно продумать создание комфортных и безопасных условий обслуживания своих клиентов.