Как подобрать персонал для заведения общепита
Подбор персонала в общепите – важный вопрос, ведь от квалификации сотрудников во многом зависит атмосфера и успех работы предприятия. Большую роль здесь играют не только профессиональные, но и личные качества людей. Рассмотрим детально, какой персонал необходим заведениям общепита и какими критериями стоит руководствоваться при подборе сотрудников.
Какой персонал нужен для общепита?
Весь штат условно делится на работников ключевых зон предприятия. Основные из них – администрирование, кухня и зал для обслуживания гостей.
Чтобы грамотно определить требующееся количество сотрудников, важно учесть график их работы. Ниже описано ключевые должности заведений общепита и обязанности каждого сотрудника.
Персонал кухни
Основные звенья здесь:
- Шеф-повар. Руководит этой зоной, принимая участие в организации работы остальных. Также он берет участие в составлении меню, закупке продуктов и разработке имиджа кафе или ресторана (совместно с управляющим звеном).
- Повар. Отвечает непосредственно за приготовление блюд под началом шеф-повара. Если заведение большое, лучше нанять нескольких поваров, чтобы каждый отвечал за свой цех (например, горячий или кондитерский).
- Уборщик. Отвечает за порядок и чистоту на кухне. Часто человек, занимающий эту должность, может совмещать ее с уборкой зала и других помещений предприятия. Если речь идет о большом заведении, для качественного обслуживания посетителей, стоит нанять отдельно работника зоны мойки.
Традиционно сотрудники кухни работают в режиме 2/2. Поэтому целесообразно будет принять по два человека на каждую позицию.
Администрация
Организация работы управляющего звена зависит от масштабов и бюджета заведения. В небольшом кафе руководить работой и встречать гостей может непосредственно его владелец. В больших ресторанах слаженную работу удастся обеспечить в присутствии:
- Управляющего. Именно он следит за соблюдением порядка на предприятии, слаженной работой заведения. Также он может участвовать в отборе персонала, создании имиджа заведения, проведении важных мероприятий.
- Менеджера (администратора). По сути он выполняет роль правой руки управляющего. Контролирует выполнение его распоряжений, участвует в закупках, поиске сотрудников, проведении пиар-компаний. На очень больших предприятиях на эту позицию нанимают обычно несколько работников, распределяя между ними сферы деятельности.
Персонал зала
Сюда относятся все члены штата, непосредственно контактирующие с посетителями. Их количество и специализация напрямую обусловлены масштабами и спецификой заведения.
Сюда относятся:
- Официанты. Обслуживают посетителей, помогая им с выбором блюд при приеме заказа. Поэтому они должны хорошо разбираться в меню заведения и правилах подачи разных блюд, напитков. В среднем один официант обслуживает около 10 гостей.
- Бармен и/или бариста. Их прием по отдельности требуется не во всех заведениях. Бармен необходим, если в кафе или ресторане большая карта алкогольных напитков. Здесь важно отвести специалиста для качественного приготовления коктейлей и подачи напитков соответствующей температуры. Бариста также необходим, если в меню заведения заявлено разные сорта свежемолотого кофе.
- Хостес (метрдотель). Обязательно должен присутствовать для приема гостей в солидных заведениях. Он провожает посетителей до их столика и отвечает за создание хорошей атмосферы.
Также таким предприятиям может понадобиться кассир для быстрого и четкого формирования счетов, проведения оплаты. Но, если используется специальная программа и кассовый аппарат установлен на барной стойке, формировать счета могут и официанты.
Как подобрать персонал?
Для начала важно определить требующееся количество сотрудников. В этом поможет учет таких нюансов:
- количество столиков и посадочных мест в зале;
- площадь кухни, ее зонирование на цеха;
- количество посетителей и заказов в потенциально самые загруженные часы.
Немаловажно позаботиться о достойных условиях труда, чтобы избежать текучки персонала. Она всегда негативно отражается на качестве работы заведения, ведь каждого нового человека необходимо заново обучить.
В обеспечении бесперебойной работы кухни поможет ее оснащение современной профессиональной техникой. Некоторые устройства позволят оптимизировать процесс без необходимости нанимать дополнительный персонал. Например, универсальные кухонные машины.
Как и где искать персонал для заведения общепита?
Если позволяет бюджет, за помощью в этом вопросе следует обратиться в специальное агентство по подбору персонала. Это существенно сократить время на составление описания вакансии и требований, просмотр резюме и проведение собеседований.
При самостоятельном поиске поможет использование:
- специальных порталов по поиску работы;
- сообществ в социальных сетях.
Если у заведения есть сайт или официальная страница в соцсетях, стоит завести раздел или рубрику с вакансиями. Также полезно поддерживать связи с другими участниками рынка общепита в своем городе. Это позволит использовать сарафанное радио при поиске необходимых специалистов.
Требования при приеме на работу
На что конкретно обращать внимание при подборе персонала?
- Наличие соответствующего образования, если оно требуется согласно должности (например, при поиске управляющего или поваров).
- Наличие опыта в соответствии с уровнем работы предприятия.
- Профессиональные знания и навыки.
- Личные качества с учетом будущего рабочего места (например, для официантов крайне важна стрессоустойчивость).
- Наличие правильно заполненной санитарной книжки.
Также отдельно стоит продумать нюансы, касающиеся уровня и стиля заведения. Например, престижное заведение в часто посещаемом туристами городе требует знания официантами и метрдотелем иностранных языков.
Квалификация персонала в общепите
Чтобы убедиться в наличии определенных знаний и навыков, мало просто прочитать резюме кандидата. Стоит запросить письмо с рекомендациями с прошлого места работы, предложить пару дней стажировки для наглядной оценки уровня кандидата. Также можно организовать контрольную проверку по популярной схеме с тайным гостем.
Если репутация ресторана или кафе позволяет, не стоит отказываться от приема сотрудников без опыта. Часто именно они проявляют наибольшую старательность и желание трудиться на результат.
Обучение сотрудников общепита
На первом этапе работы любого нового сотрудника стоит уделить время на помощь ему в адаптации. Важно ознакомить с обязанностями, местом и тем, как в целом устроено заведение.
Также для сплочения коллектива и повышения мотивации следует использовать прозрачную систему поощрения, позаботиться о сплочении. Для этого полезно периодически организовывать для сотрудников как профессиональные мероприятия (например, участие в мастер-классах), так и корпоративные праздники.
Заключение
Подбор персонала в общепите основывается не только на оценке профессиональных навыков кандидатов. Учет других факторов, описанных в статье, поможет не просто нанять сотрудников, но создать дружную команду, способную обеспечить успех заведения и закрепить его положительную репутацию в глазах посетителей.