Кем проводится уборка рабочих мест в общепите
Уборка рабочих мест в барах, столовых, кафе и ресторанах — обязательное требование СЭС и СанПиН, несоблюдение которого грозит предприятию общепита приостановкой деятельности, либо крупным денежным взысканием.
Для чего нужна уборка рабочего места в заведениях общественного питания?
Согласно СанПиН 2.3.6.1079-01, во всех помещениях общепита (включая рабочие места сотрудников заведения) должна регулярно проводиться уборка. Данное правило было разработано в целях соблюдения чистоты и гигиены, повышения качества обслуживания, а главное — исключения прецедентов пищевого отравления потребителей.
Главным государственным органом, контролирующим соблюдение правил СанПиН, является Роспотребнадзор. В целях повышения эффективности мониторинга уборки, сотрудники ведомства проводят как плановые, так и внеплановые проверки деятельности заведений. О внеплановых проверках руководители предприятий не оповещаются.
Виды уборки
В обязанности руководителя общепита входит организация ежедневной и генеральной уборок, которые производятся в разные дни отчетного периода. Ежедневная уборка предусматривает дезинфекцию и гигиеническую обработку всех помещений заведения, включая кухонные цеха, барную стойку, вестибюль, уборную и зал обслуживания посетителей.
В процессе мероприятия сотрудники общепита осуществляют уборку столов, мойку полов, чистку мягкой мебели, а при необходимости — замену скатертей. Персонал кухни производит очистку плит, рабочих поверхностей, духовых шкафов, вытяжек и холодильных камер. Ответственный за уборку уборных персонал производит дезинфекцию санузлов, раковин, зеркал, а также замену жидкого мыла в диспенсерах.
В отличие от ежедневной, генеральная уборка является мероприятием более масштабным и трудоемким. Помимо соблюдения всех ранее перечисленных пунктов, предписаниями генеральной уборки предусмотрены:
- уборка кухонных цехов, зала обслуживания и служебных помещений с помощью спецтехники (пароочистителя, пылесоса);
- удаление загрязнений и пятен с мягкой мебели и ковровых покрытий;
- дезинфекция помещений общепита с помощью химических моющих средств и кварцевого излучателя;
- химчистка жалюзи, штор и занавесок;
- мойка окон, фасадов, входных и внутренних дверей заведения.
При необходимости, проводится дополнительная очистка кондиционеров и вытяжек, разморозка и очистка холодильников.
Как часто проводится уборка?
За составление и соблюдение графика уборки рабочих мест в барах, кафетериях, столовых и ресторанах отвечает задействованный персонал и руководитель предприятия. В соответствии с требованиями СЭС и СанПиН, ежедневная уборка должна проводится как во время дневной, так и после завершения вечерней смены. Важное условие: уборка зала обслуживания посетителей должна быть произведена за 10 -12 часов до открытия заведения.
Особое требование СЭС предъявляется к чистоте в кухонных цехах. Уборка данного помещения включает в себя не только обезжиривание рабочих поверхностей, мойку пола и вынос мусора, но и периодическую дезинфекцию сливных отверстий в раковинах. Не менее важным мероприятием является мойка ножей, досок для разделки мясных продуктов, а также чистка блендеров и другого кухонного оборудования.
Генеральная (комплексная) уборка в пунктах общественного питания производится ежемесячно (не более 12 раз в год). Как правило, в дни проведения дезинфекции и химчистки мебели заведение общепита посетителей не обслуживает.
Вывоз мусора с территории пункта общепита также входит в перечень требований СанПиН. В соответствии с правилами контролирующей организации, данное мероприятие необходимо осуществлять ежедневно. Обязанность по уборке и обработке бетонированных/асфальтированных площадок (для мусоросборников) возлежит на отдельной категории сотрудников общепита.
Предназначенные для установки мусоросборников площадки, должны очищаться и обрабатываться исключительно теми средствами, которые разрешены Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Важно: в журнале уборки заведения общепита должны присутствовать не только график периодичности проведения клининга, но и отдельный раздел, посвященный оценке качества проделанной работы. Такие записи позволяют более эффективно контролировать деятельность персонала, ответственного за поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Кем проводится уборка рабочих мест в общепите?
Для каждого владельца кафе, бара, ресторана или паба соблюдение правил СЭС являются обязательным условием для успешного ведения бизнеса. И это вполне оправдано, так как от знания и строгого следования предписаниям санитарно-эпидемиологической службы зависит не только здоровье (а в ряде случаев, и жизнь) потребителя, но и репутация самого заведения.
Ответственными лицами за ежедневную уборку рабочих мест в общепите является рабочий персонал. В случае с генеральной уборкой, дело обстоит иначе. Учитывая масштаб и сложность мероприятия, с поставленной задачей могут справиться исключительно профессионалы. Таким образом, к капитальной уборке пунктов общественного питания привлекают сотрудников клининговых компаний. Используя специальное оборудование и моющие средства, нанятые специалисты выполнят работу быстро, качественно, и что немаловажно — в полном соответствии с действующими требованиями САнПиН(а).
Уборкой отдельных групп помещений в заведении общепита занимается специализированный персонал в лице уборщиц и уборщиков. Работники организации, ответственные за дезинфекцию уборных, не могут быть допущены к проведению уборки в кухонных и других цехах. В противном случае, это расценивается, как грубое нарушение предписаний СанПиН. Используемый в процессе обработки санузлов инвентарь ежедневно промывается и обрабатывается химическими моющими средствами. Хранится такой инструмент в специально отведенных для этой цели боксах.
Заключение
Регулярная уборка рабочего места — важная составляющая деятельности любого пункта общественного питания. Благодаря ответственному отношению к соблюдению правил СЭС и СанПиН заведение обеспечивает высокий уровень обслуживания посетителей, исключая неприятные прецеденты, связанные с нарушением действующего законодательства и прав потребителя.