Можно ли продавать сигареты в заведениях общепита?
Многих владельцев кафе и баров интересует следующий вопрос – можно ли продавать сигареты в заведениях общепита? Сейчас особенно актуальна эта тема для владельцев точек, продающих спиртные напитки. Например, пивные бары, где можно курить и приобретать сигареты на месте у определенной аудитории будут иметь больший спрос.
Также в связи с последними изменениями в законодательстве, касающимися ужесточения контроля над оборотом табачной продукции, данный вопрос скоро коснется и тех, кто не реализует обычные сигареты. А именно, он затрагивает заведения, где можно курить кальян или приобретать так называемые «табачные наборы».
Среди таковых находится уже больше кафе и ресторанов, чем среди заведений, отпускающих обычные сигареты. Поэтому вопрос актуален и требует тщательного анализа ситуации, которому и будет посвящена эта статья.
Разрешена ли продажа сигарет в местах общепита?
Вопрос о реализации табачной продукции регулируется Федеральным законом №15 от 2013 года. Он детально описывает все нюансы реализации изделий данной категории и посвящен защите здоровья граждан от негативного влияния табачного дыма.
Ключевые особенности законодательства
Согласно статье 19 данного документа продажа таких товаров разрешена только в павильонах или магазинах. Под таковыми подразумеваются здания и сооружения, обустроенные соответствующими образом.
В частности, они должны обеспечиваться необходимыми для качественного обслуживания помещениями и оборудованием. Например, местом приема товаров с использованием грузовых тележек для их аккуратной перевозки в подсобку для хранения.
При этом в статье 13 ФЗ-№15 отмечается, что минимальная розничная стоимость табачной продукции представляет собой цену одной потребительской пачки, ниже которой продажа не может быть осуществлена в предприятиях розничной торговли, общепита и сферы услуг. Получается, что хотя прямого разрешения на продажу сигарет в местах общественного питания нет, все-таки организовать ее можно.
Современные требования к реализации табачной продукции
В связи с вышеупомянутым ужесточением контроля над качеством и оборотом таких изделий, с 2019 года реализуется система их обязательной маркировки. Этот процесс происходит поэтапно, что требует детального изучения его особенностей, а также ключевых дат, связанных с ним нововведений.
Какая табачная продукция подлежит маркировке?
С июля 2020 года положено начало отслеживанию всех операций, связанных с сигаретами, содержащими табак, а также с папиросами из табака или его заменителей. В системе товарной номенклатуры ВЭД по общероссийскому классификатору продукции эти группы товаров обозначаются такими кодами:
- 12.00.11.130;
- 12.00.11.140.
Уже с июля 2021 года в системе маркировки должны будут участвовать абсолютно все остальные изделия с табаком. В их число будут включены сигары, кальянные смеси и прочие виды продукции, до этого времени не подлежащие обязательному учету и контролю в этой системе.
Поэтому, как было упомянуто в начале статьи, изменения в законодательстве все-таки скажутся на деятельности всех видов точек общепита. Понимание процедуры регистрации в системе маркировки важно для владельцев любых заведений, в ассортименте которых есть хоть какой-то намек на табачную продукцию.
Как зарегистрировать точку общепита в системе маркировки?
Чтобы избежать проблем с законодательством, требуется выполнить такие действия:
- Пройти регистрацию в общенациональной маркировочной системе ГИС МТ «Честный знак». Отличий между общепитом и розничным продавцом здесь нет, поэтому ресторан или кафе отмечается наравне с магазинами в качестве «розничного продавца». В процессе потребуется указать номер кассового аппарата и данные ОФД.
- Обеспечить рабочее место 2D-сканером, обновить систему учета и прошивку кассового аппарат. Необходимо, чтобы последние были адаптированы под работу с маркированной табачной продукцией.
Важно учесть, что для регистрации и использования системы потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись, подтвержденная соответствующим сертификатом.
Штрафные санкции
Невыполнение требований законодательства в сфере контроля над оборотом и качеством изделий, в составе которых есть табак, неминуемо повлечет за собой конфискацию продукции и штрафы. Для ИП их размер колеблется от 10 000 до 15 000 рублей. В случаях нарушений юридическими лицами штраф может составить от 200 до 300 тысяч.
Заключение
Подытоживая анализ ситуации по вопросу, можно ли продавать сигареты в общепите, важно отметить ужесточение современных законодательных норм в сфере контроля над табачной продукцией. В частности, оно подразумевает введение в действие специальной маркировочной системы. Всем владельцам общепита для организации легальной продажи сигарет, кальянных смесей и других табачных изделий требуется изучить ее особенности и привести свою деятельность в соответствующее состояние.