Обязанности кассира в общепите
В заведениях общественного питания работают десятки сотрудников. И сложно сказать, кто из них играет главную роль. Каждый занимает свое особое место в огромном слаженно работающем механизме. Один из таких сотрудников — кассир в торговом зале. Что входит в его обязанности, помимо работы с посетителями?
Общие положения
Итак, кассир — это работник, к которому предъявляются такие требования:
- наличие минимум средне-специального образования;
- знание своих обязанностей, прав и ответственности;
- знание того, как предоставлять свои услуги;
- знание ассортимента, рецептур;
- знание того, как правильно выкладывать товары в своей рабочей зоне;
- умение работать с кассовым оборудованием.
Также кассиру важно знать особенности и правила делового общения.
Человек, занимающий данную должность подчиняется непосредственно руководителю заведения. В его подчинении людей нет.
Должностные обязанности
Список того, что должен делать кассир общепита, довольно внушительный. Вот некоторые положения:
- Быстро, профессионально и корректно произвести расчет.
- Оформить покупку через кассу, выдав кассовый чек. Оформление должно пройти максимально быстро. При этом сотруднику нужно правильно идентифицировать товар и предоставить клиенту точную информацию относительно этого товара.
- Принять деньги в кассу. При этом сумма покупки должна соответствовать сумме, поступившей в кассовый аппарат.
- Выдать сдачу. В этом вопросе тоже важна точность.
- Сохранить денежные средства до момента их задокументированной передачи руководству. В случае недостачи или утраты возместить недостающую сумму. Исключение — форс-мажорные ситуации.
- Содержать в порядке предкассовую зону, следить за чистотой.
- Проверять, достаточно ли товаров в предкассовой зоне. Своевременно производить выкладку.
- Общаться с клиентами, используя стандартный набор фраз. Проявлять вежливость, дружелюбие.
- Принимать участие во всех мероприятиях, которые способствуют продвижению данного заведения.
- Контролировать исправность кассового аппарата.
- Каждые полгода проходить медицинский осмотр. Чаще всего его оплачивает работодатель.
В идеальном варианте рабочий день кассира должен выглядит примерно так. После прихода на работу ему нужно переодеться в униформу. Желательно, чтобы обувь была закрытой, без высокого каблука и подходила по стилю к форме. Последняя, кстати, должна быть чистой и выглаженной. На одежду повесить бейджик с именем и должностью.
После этого следует привести в порядок рабочее место и предкассовую зону. Процесс включает в себя оформление витрин, выкладка недостающих позиций, уборка, при необходимости нарезка фруктов и хлеба.
При выполнении своих непосредственных обязанностей кассиру нужно действовать так:
- поздороваться;
- посмотреть сумму покупки на кассовом аппарате и озвучить ее клиенту;
- получить деньги;
- отложить деньги на глазах у посетителя и пробить чек;
- четко назвать сумму сдачи и передать ее человеку вместе с чеком;
- пожелать приятного аппетита и пригласить вернуться в заведение снова.
Если возникают вопросы, решение которых не находится в компетенции кассира, ему нужно вызвать администратора или руководителя.
Права кассира
Кассир заведения общепита имеет несколько видов прав.
В отношении руководителя
Речь идет о праве вносить предложения по улучшению своего рабочего процесса. Также сотрудник может обращаться к начальнику за помощью в случае невозможности решения конфликтной ситуации самостоятельно.
И это еще не все. Кассир имеет полное право получать доступ к документам, касающимся его работы, и вносить предложения по изменению их пунктов.
Работник кассы может и должен сообщать руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе работы, и предлагать идеи по их устранению.
В отношении коллег
Кассир имеет полное право вносить предложения по улучшению работы не только своего “отдела”, но и всего заведения в целом. Также он может запрашивать у коллег любую информацию, которая нужна ему в процессе работы, если, конечно, она соответствует уровню его доступа.
Другие права
Все работники кассовой зоны общепита могут принимать решения в рамках своих должностных инструкций. Также они имеют право принимать участие в семинарах и мастер-классах, способствующих повышению их квалификации.
Ответственность
Кассир несет ответственность трех видов. Во-первых, это финансовая:
- за утрату средств;
- за убытки по своей вине;
- за поломку оборудования по своей вине.
Во-вторых, это функциональная ответственность. Это значит, что сотрудник отвечает за предоставленную недостоверную информацию, за невыполнение своих обязанностей и несоблюдение законов и норм, касающихся должности.
И, в-третьих, это организационная ответственность. Кассир отвечает за невыполнение указаний руководства, за несоответствие рабочего места установленным в заведении правилам, за несоблюдение рабочего распорядка и несохранение служебной тайны.
Заключение
Кассир занимает далеко не последнее место в должностной лестнице заведений общепита. На нем лежит серьезная материальная ответственность. Поэтому те, кто хочет стать сотрудником кассовой зоны, должны обладать рядом важных качеств, например, внимательностью, умением решать конфликтные ситуации и общаться с людьми.