Охрана труда общепита в 2022 году
1 марта 2022 года вступили в силу нововведения, связанные со сферой охраны труда. В первую очередь они касаются мер профилактики травм на рабочих местах и профессиональных заболеваний. В некоторых разделах ФЗ появились дополнительные разделы, регулирующие права и обязанности как сотрудников, так и работодателя. Рассмотрим подробнее.
Как обеспечивается охрана труда
Итак, в Трудовом кодексе в статье 209.1 описаны обновленные принципы обеспечения безопасности труда. Их всего 2.
Первый связан с профилактикой и предотвращением опасностей, которые могут ждать работников заведения общепита. Для применения этого принципа работодатель должен не только непрерывно улучшать условия труда, но и находить, понижать уровни или полностью устранять профессиональные риски.
Специалисты по охране труда считают это изменение знаковым, поскольку оно обращает внимание на предупреждение неприятных ситуаций. Сейчас же большинство работодателей обращают внимание на опасность только после того, как в заведении что-то произойдет, например, кто-то из сотрудников получит травму.
Второй принцип — снижения риска здоровья сотрудников. Здесь работодатель должен быть готов в любых обстоятельства бороться с последствиями реализации профессиональных рисков.
Новые обязанности владельцев общепита
Согласно обновленному Трудовому кодексу, работодатель получает 8 новых обязанностей.
Первая
Работодатель обязан выявлять возможные опасности и оценивать риски. Раньше этот пункт тоже существовал, но процедура не была описана настолько подробно. Теперь же она включает в себя поиск, распознавание и описание опасностей, а также их источников, причин возникновения и возможных последствий.
Вторая
Работодатель должен определять приоритетность мер по снижению профессиональных рисков. В большинстве случаев владельцы заведений общепита приобретают средства индивидуальной защиты. И на этом все, контроль над рисками окончено. По новым правилам, он теперь ему нужно определять опасности, оценивать каждую из них и составлять план по их устранению.
Третья
Владелец заведения общепита должен останавливать работу на тех участках, где условия труда относятся к 4 классу опасности. Более того, он должен сохранить за работником и место, и среднюю зарплату. Простой будет длиться до тех пор, пока класс опасности не будет снижен.
Четвертая
Согласно нововведениям, нужно вести учет и расследовать обстоятельства получения микротравм. К ним относятся ссадины, кровоподтеки, ушибы, небольшие раны, которые работники получили во время выполнения своих обязанностей или работы, порученной самим работодателем.
Регистрация микротравм производится после того, как работник заявит о них.
Пятая
Работодатель должен всегда сообщать работникам такие данные:
- условия труда на месте работы;
- охрана труда;
- уровень рисков;
- гарантии;
- возмещение ущерба в случае получения травм и микротравм.
Передать вышеописанные данные можно разными способами, в том числе, в трудовом договоре, при личной беседе, во время инструктажа по охране труда и т.д.
Шестая
Регламентирует организацию обучения по охране труда. Под ним подразумевается не переподготовка, а самостоятельное мероприятие. Его цель — дать знания, помочь в приобретении навыков и умений, которые нужны для обеспечения безопасности работы, а также сохранения здоровья и жизни. Получать такое обучение должны и работники, и работодатели.
Обучение бывает нескольких видов:
- классический инструктаж;
- практика;
- уроки по оказанию первой помощи;
- уроки по применение средств индивидуальной защиты в критических ситуациях;
- проведение мастер-классов и семинаров теми людьми, которые оказывают подобные услуги.
Стоит отметить, что это нововведение считается самым важным, поскольку благодаря ему теперь на законодательном уровне определено, как и в каком порядке следует оказывать первую помощь и использовать СИЗ.
С 1 марта 2023 года дополнительно будет введено 3 вида реестров. Первый — организации, которые оказывают услуги по охране труда. Второй — владельцы заведений общепита, которые самостоятельно проводят обучение своих сотрудников. Третий — список тех, кто уже прошел обучение.
Седьмая
Работодатель обязан обеспечить персонал полным комплектом средств индивидуальной защиты. Но не тем, который должен быть у работника, согласно должностным нормам, а тем, который ему на самом деле необходим. То есть, ничего лишнего не будет. Человек получит только то, что действительно сможет защитить его в случае опасности.
Старыми нормами выдачи СИЗ можно пользоваться до конца 2024 года.
Восьмая
Работодатели, работающие «под одной крышей», должны согласовывать друг с другом процедуры, которые проводятся с целью предотвращения опасных ситуаций в заведении общепита.
Права работодателя
О правах владельцев общепита и других организаций в Трудовом кодексе говорится первый раз. Главное, о чем следует сказать, это право с помощью специального оборудования осуществлять видео съемку рабочего процесса, проводить аудиофиксацию, а также хранить полученные данные. Только сотрудники должны об этом знать.
Также работодатель имеет право включать в электронный документооборот документы по охране труда с использованием электронной подписи. В этом вопросе есть 2 исключения. Акты о несчастных случаях и журналы инструктажей по охране труда владелец заведения обязан подписывать вручную.
Заключение
Итак, 2022 год ознаменовался изменения в Трудовом кодексе. Работодателям добавили новые обязанности и права. Теперь они должны не только уведомлять работников о потенциальных рисках и опасностях на рабочих местах, но и учить их вести себя во внештатных ситуациях.