Санитарная одежда в общепите
В соответствии с санитарными и законодательными нормами, в процессе исполнения служебных обязанностей работники общепита обязаны использовать санитарную и специальную производственную одежду. Учитывая сложности в различии данной униформы, руководителям организаций бывает непросто сориентироваться в правилах ее выдачи. Детально разобраться в этом вопросе помогут профессиональные эксперты.
Отличие санитарной и специальной одежды для общепита
Если служебные обязанности работника общепита связаны с устранением загрязнений и уборкой помещений, помимо средств индивидуальной защиты, работодатель обязан в обязательном порядке выдать им гигиенические и обезвреживающие средства, включая мыло, восстанавливающие и регенерирующие кремы (ст. 221 ТК РФ).
Спецодежда также относится к категории СИЗ, так как ее предназначение заключается в защите работника от воздействия неблагоприятных для здоровья факторов:
- особых температурных условий;
- загрязнений;
- агрессивных химических жидкостей.
Согласно типовым нормам производственной безопасности, руководитель организации обязан (бесплатно) обеспечить весь штат сотрудников комплектами спецодежды (ст. 221 ТК РФ, ч. 1).
Помимо защиты от общих производственных загрязнений, санитарная одежда, защищает предметы и инструменты, используемые работником общепита в процессе приготовления пищи (к примеру, поварской колпак предохраняет готовые блюда от попадания в них волос). Такую униформу работникам предприятий выдают в соответствии с нормативами ОСТ 10 286-2001.
Каким профессиям общепита полагается спецодежда?
К категории служащих предприятия общественного питания, которым полагается выдача специальной одежды, относятся работники, чьи обязанности связаны с выполнением специфических производственных задач (Постановление Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68, разд. 2, прил. 7). В данный перечень входят:
- изготовители полуфабрикатов;
- мойщики посуды;
- служащие, выполняющие работы по чистке котлов, варочных поверхностей и прочего оборудования;
- кухонные рабочие.
Несмотря на «лимитированность» данного списка, перечень профессий общепита, представителям которых полагается выдача специальной защитной униформы, практически не ограничен. Полноценный каталог специалистов, которым требуется СИЗ, указан в ТОН №68 (в соответствии с ЕТКС, вып. 51, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 № 30).
Согласно упомянутому ЕТКС, наименования служащих общепита и торговой отрасли, которым положена выдача спецодежды, внесены в единый раздел («Торговля и общественное питание»). В данном акте, помимо перечисленных ранее профессий, указаны такие должности, как бармен, приготовитель молочных коктейлей, буфетчик, комплектовщик товаров и др. Принимая во внимание вышеприведенные нормативы, в правилах выдачи СИЗ, руководство общепита должно ссылаться не только на действующие предписания приложения ТОН N 68, но и нормы, приведенные в 7 разделе данного документа.
В принятии решения о выдаче СИЗ, руководству предприятия необходимо учитывать и специфику заведения. К примеру, его служащие могут выполнять работы, свойственные для отрасли пищевого производства (жиловка и обвалка мяса, и др.). В данном случае, нормативы выдачи санитарной и специальной униформы сотруднику общепита должны определяться в соответствии с типовыми отраслевыми нормативами, утвержденными Министерством труда РФ (ТОН № 66).
Каким должен быть комплект санодежды для повара в общепите?
От ответственного соблюдения сотрудниками кухни норм персональной гигиены зависит не только качество блюд, но прежде всего — здоровье Потребителя, пользующегося услугами общепита. Основной функцией одежды поваров является защита продуктов питания от различного вида загрязнений. В соответствии с санитарными нормами, в комплект униформы для поваров должны входить:
- халат;
- фартук;
- колпак (шапочка, косынка);
- брюки (юбка);
- специальная обувь.
Современные наборы одежды для поваров изготавливаются из натуральной хлопчатобумажной ткани (преимущественно, белого цвета), без пуговиц, карманов и металлических кнопок. Такой материал не боится регулярной стирки, легко поддается дезинфекции и очищается от пятен.
Согласно актуальным предписаниям СанПиН, повара обязаны:
- регулярно проглаживать и дезинфицировать санодежду;
- менять униформу по мере ее загрязнения (минимум, 1 раз в 2 дня);
- использовать колпак (косынку) во избежание попадания волос в готовое блюдо;
- носить легкую и удобную обувь на рифленой (нескользящей) подошве с закрытой пяткой.
Кроме соблюдения норм внутреннего дресс-кода, поварам предприятий общественного питания категорически запрещено:
- надевать бижутерию и ювелирные украшения в процессе приготовления пищи (кольца, бусы, клипсы, цепочки, серьги);
- носить в санодежде травмоопасные предметы (булавки, броши, заколки);
- покидать рабочее место в санитарной одежде;
- хранить санодежду вместе с повседневной.
Нормы санодежды повара определяются Роспотребнадзором. Униформа должна прикрывать личную одежду работника общепита, быть чистой, аккуратной и комфортной в ношении. Хранить ее следует в шкафу, либо специально отведенном для этого месте.
Заключение
Утверждение правил выдачи санитарной и специальной одежды — обязательное условие для работы всех предприятий общественного питания. Соблюдение действующих нормативов СанПиН и Роспотребнадзора не только повысят уровень безопасности сотрудников общепита и улучшат качество сервиса, но и помогут руководству организации наладить контакты с проверяющими органами.
Составляя документ о выдаче санитарной и специальной униформы служащим общепита, следует ориентироваться на ст. 221 ТК РФ, согласно которой работодатель имеет полное законное право (с учетом своего финансового положения, а также мнения выборного представительного и профсоюзного органов) самостоятельно устанавливать нормы выдачи СИЗ, повышающие степень защиты работников предприятия от факторов, представляющих опасность для их здоровья, включая особые микроклиматические условия и загрязнение производственного помещения.