Типы и классы предприятий общественного питания
Все заведения общепита производят и реализуют готовые блюда, а также полуфабрикаты. Они бывают частными и государственными, на 10 посадочных и мест и на десятки, с разными формами обслуживания и ассортиментом. И это не все виды заведений. Рассмотрим подробнее.
Система классификации
Разделение на виды происходит сразу по нескольким параметрам. Среди них вид деятельности, которую ведет заведение, комфортность, количество посадочных мест, ассортимент подаваемых блюд и т.д.
Деятельность
По этому параметру заведения бывают:
- Заготовочные. Они перерабатывают сырье и производят из него полуфабрикаты, отправляемые на реализацию предприятиям другого типа. У них есть вместительные склады, морозильные и холодильные камеры, специальный транспорт с системой охлаждения и без нее. Благодаря наличию всех этих приспособлений производство ни на минуту не останавливается, а клиенты получают качественную и свежую продукцию, не тратя на ее ожидание много времени.
- Доготовочные. Как понятно из названия, эти заведения готовят блюда из полуфабрикатов, производимых заготовочными предприятиями. После приготовления они реализуют их посетителям.
Также существуют заведения общепита с законченным циклом производства. Они объединяют в себе особенности двух предыдущих видов: перерабатывают сырье, производят различные полуфабрикаты, реализовывают их посетителям. Единственное отличие — наличие помещений для производства продукции и торговли ею, банкетных и обеденных залов. В последних, кстати, организуется культурный отдых и развлечения.
Обслуживание, интерьер, комфорт
Эти параметры делят все заведения общепита на рестораны, бары, кафе, закусочные и столовые. Между собой они отличаются выбором предлагаемой гостям продукции, дизайном, обслуживанием, профессионализмом персонала и местоположением.
Рестораны
Всегда имеют большое меню с множеством блюд. Это не только первые блюда, мясо и рыба, но и торты и пирожные, спиртные напитки, коктейли и т.д. Помещение имеет стильный интерьер, а обслуживающий персонал высокий уровень квалификации. В заведении организовываются развлекательные программы.
Рестораны делятся на несколько подвидов:
- с разными типами мню (итальянское, французское, японское и т.д.);
- разных направлений (пивные, рыбные);
- с разным местоположением (в поезде, в отеле, на круизном лайнере и т.д.).
В каждом из них можно выбрать что-то из основного меню или заказать фирменное блюдо. У него будет необычная рецептура, оригинальное оформление и отменный вкус.
Человек, управляющий рестораном, называется ресторатором. На него возложена ответственность за такие действия:
- организация и ведение деятельности заведения;
- обеспечение высокой эффективности производства;
- внедрение новейших техник как производства, так и общения с клиентами;
- изучение спроса, желаний и предпочтений посетителей;
- поощрение лучших сотрудников.
Также ресторатор принимает решения касательно трудоустройства и увольнения сотрудников.
Бар
Это заведение, в котором есть алкогольная продукция. Оно реализует такие товары:
- крепкие и слабоалкогольные напитки;
- безалкогольные напитки;
- закуски;
- десерты;
- кондитерские изделия.
Бары бывают молочными, пивными, винными, кофейными и т.д. В зависимости от вида обслуживания они делятся на караоке, варьете и видео-бары, а по времени работы — на дневные и ночные.
Все бары, независимо от вида, имеют одну отличительную характеристику — барную стойку. В большинстве случаев за ней расположены полки с алкоголем. Делать заказы и пить напитки можно прямо здесь.
В мире существуют десятки разновидностей баров. Так, например, в Швейцарии есть вега-бары для йогов-вегетарианцев, заведения для байкеров и для полицейских.
Кафе
Делятся на несколько подвидов:
- Общего типа. Это заведения общепита, в меню которых есть различного рода напитки, десерты, выпечка и несложные блюда.
- Специализированные. Отличаются ассортиментом. Так, бывают кафе-мороженое, кондитерские, кофейни с горячими напитками. В зависимости от контингента делятся на молодежные, детские, интернет-кафе и другие.
Также кафе разделяются на виды и по обслуживанию: самообслуживание и с помощью официантов.
Столовые
Представляют собой заведение, которое и производит, и реализует продукцию в соответствии с заранее утвержденным меню.
Существуют столовые рабочие и школьные, общего типа и диетические. Они могут быть расположены непосредственно на предприятиях, в школах и других учебных заведениях.
Закусочные
Обычно имеют небольшое меню и ограниченный ассортимент. Блюда отличаются легким рецептом и простотой в приготовлении, благодаря чему за короткий промежуток времени удается обслужить большое количество посетителей.
Эти заведения общепита делятся на классические закусочные, бистро, кафетерии. Главным отличием между ними является тип реализации продукции. Другим параметром для классификации можно назвать ассортимент. Он делит закусочные на такие подвиды, как блинная, пирожковая, пончиковая, чебуречная и т.д.
Доступность
Речь идет не о местоположении, а о ценовой политике и доступности для людей. В зависимости от этих параметров выделяют 3 типа заведений общепита. Первый — комплексные. Они объединяют в себе несколько вышеописанных типов, например, столовую, кафе и бар. Часто используются для обслуживания крупных предприятий и учреждений. Получается закрытая сеть.
Второй тип — общедоступные. Открыты абсолютно для всех клиентов, в отличие от предыдущего вида.
Третий тип — сетевые заведения общественного питания. Это группа заведений, имеющих единый центр управления, меню и систему производства. Для примера можно вспомнить сеть KFC или Макдональдс.
Система классов
Классами называют список отличительных свойств и характеристик предприятия, связанных с уровнем предоставляемых услуг и качеством обслуживания. Выделяют 3 класса: люкс, высший, первый.
Рестораны и бары класса «люкс» имеют такие признаки:
- изысканный интерьер;
- повышенный комфорт;
- широкий набор услуг;
- большой ассортимент предлагаемых блюд;
- наличие блюд и напитков от шеф-повара.
Заведения общепита высшего класса также имеют оригинальный интерьер. В меню большое количество блюд и напитков, приготовленных по сложным фирменным рецептам. В баре подаются различные коктейли.
Предприятия первого класса не могут похвастаться изысканным интерьером. Но в них не менее комфортно и уютно. В них также есть фирменные блюда и напитки, сложные блюда, несложные коктейли.
На классы делятся рестораны и бары. Остальные заведения в этой классификации не участвуют.
Заключение
Классификация предприятий общепита довольно обширна. Параметрами для разделения являются и качество обслуживания, и уровень комфорта, и ассортимент подаваемых блюд. Благодаря такой системе можно сделать правильный выбор заведения для каких-либо грандиозных мероприятий, дружеских встреч или просто отдыха в компании родных и близких людей.