Уголок потребителя для общепита в 2021 году
Согласно закону РФ, все предприятия общественного питания должны иметь уголок потребителя установленного образца. Наличие и правильность оформления уголка проверяется Роспотребнадзором. За несоблюдение правил оформления возможен штраф в сумме до 10 тыс рублей.
В этой статье мы разберемся, что собой представляет уголок потребителя, зачем он нужен, а также в том, что должно в нем быть и как он должен выглядеть.
Что такое уголок потребителя и зачем он нужен?
Уголок потребителя или Информационный стенд — это стенд с набором документов в которых содержится информация для покупателей, а также адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. Здесь же может присутствовать Книга отзывов и пожеланий посетителей общепита.
Согласно статьям 8,9,10 и 11 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 поставщик услуг в сфере общественного питания или продавец продуктов питания обязаны предоставлять своим клиентам различные полезные сведения. К полезным сведениям относится и информация о продавце, как о хозяйственном субъекте, осуществляющем торговую или сервисную деятельность.
Место расположения уголка потребителя не определено нормативными актами или другими законами, но оно должно быть доступным для потребителей и удобным для ознакомления.
Какие документы содержаться в уголке потребителя
В уголке потребителя можно встретить 4 вида документов:
- Документы содержащие информацию о продавце или исполнителе:
- документ, подтверждающий государственную регистрацию ИП или ООО (копия);
- лицензии и свидетельства, разрешающие вести определенный вид деятельности или продавать определенные группы товаров (алкогольные напитки или табачные изделия);
- адрес предприятия и график его работы.
- постановление правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров» или «Правила оказания услуг общепита»;
- закон «О защите прав потребителей»;
- кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
- документы в которых описываются условия продажи определенных групп товаров;
- санитарно-эпидемиологические правила;
- правила оказания услуг и прейскурант.
- план эвакуации;
- план пожарной безопасности;
- Книга жалоб и предложений;
- порядок обслуживания льготных категорий граждан.
Закон «О защите прав потребителей» и другие нормативно-правовые документы можно приобрести в книжных магазинах или Роспечатях.
Нередко можно встретить определенные статьи или целый закон просто распечатанным на бумаге. Многие предприниматели так делают, чтобы сэкономить, но Роспотребнадзор против такого, ведь вы можете самостоятельно внести изменения в тот вариант, который распечатываете на обычном листе, поэтому покупайте официальные издания.
Нужна ли книга жалоб в уголке потребителя
Особенность российского законодательства в том, что многие его нормативные акты введены в действие еще в СССР, но до сих пор имеют юридическую силу. К ним относится и приказ Министерства торговли РСФСР от 28.09.1973 № 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» в котором сказано, что все предприятия общепита должны иметь книгу жалоб. Учитывая этот приказ, продавцы должны предоставлять покупателям возможность оставлять свои жалобы или предложения в книге жалоб.
Но, в 2021 году Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 были введены новые правила розничной торговли. Согласно этим правилам продавец имеет право не предоставлять Книгу жалоб и предложений по требованиям потребителя. Но при этом он обязан направить покупателю ответ, если тот выразил свои претензии.
Как оформляется уголок потребителя
Как мы уже выяснили выше, нормативных актов, которые бы указывали, как именно должен выглядеть уголок потребителя, нет. Единственным требованием является удобство и доступность информации. Чаще всего для оформления уголков потребителя используют специальные информационные стенды. Их размещают на стенах рядом со входом. Для размещения всей необходимой информации чаще всего достаточно одного стенда размерами 70*50 см. Для удобства использования такой стенд может содержать прозрачные пластиковые карманы в которые можно помещать бумажные листы с необходимой информацией.
Какие штрафы возможны за отсутствие уголка или его неправильного содержания
Если магазин или другое заведение общественного питания не имеет уголка потребителя или информация в нем не соответствует требованиям существующего законодательства, то согласно 1 статьи 14.8 КоАП РФ проверяющие органы имеют право применить к такому заведению следующие санкции:
- выписать штраф в пределах 500-1000 рублей — выписывается на владельца магазина, на ИП, на должностное лицо, работающее в магазине, который учрежден как юрлицо;
- выписать штраф от 5000 до 10 000 рублей — выписывается на магазин, как на юрлицо.
Если вы сомневаетесь в том, стоит ли вносить какую-то информацию в информационный стенд, то лучше это сделать. Так вы сможете избежать штрафа.
Если в общепите отсутствует жалобная книга, то Роспотребнадзор имеет право выписать отдельный штраф:
- 1500-2000 рублей — для физических лиц;
- 3000-4000 рублей — для ИП и должностных лиц;
- 30 000-40 000 рублей — для организаций.
При этом если жалобная книга есть, но она не соответствует общепринятому формату или у нее отсутствуют страницы, то контролирующие органы могут выписать штраф за обман потребителей:
- 3000 — 5000 рублей (на рядовых граждан);
- 10 000 — 30 000 рублей (на ИП и должностных лиц);
- 20 000 — 50 000 рублей (на юридических лиц).
Заключение
Уголок потребителя представлен в виде стенда с размещенными на нем нормативными актами и другими документами. Он является необходимым элементом в любых заведениях общественного питания, а его наличие и правильность информации контролируется Роспотребнадзором. Единых правил по оформлению информационного стенда нет, но есть требования к содержанию и перечню документов, которые должны быть на этом стенде. Книга жалоб и предложений может находиться на стенде или предоставляться потребителям по их требованию.